Политический брендинг — добро или зло?

inspired by Brand Depate http://www.brandchannel.com/forum.asp?bd_id=5

В оценке политического брендинга все чаще выделяются две стороны: одни считают политический брендинг  чрезмерной увлеченностью внешней, имиджевой составляющей, от чего страдает содержание бренда.  Сторонники этой точки зрения считают, что политический брендинг строится на обещаниях, которые  не могут быть реализованы.

Другие считают, что политический бренд — это организующая идея , эссенция постулатов, взглядов, отношений и поведений политика, собранная в единую гармоничную систему.  Поэтому политический брендинг — явление необходимое  и естественное для демократического процесса,  и в конкурентной борьбе за власть бренды отшлифовываются сообразно требованиям и ожиданиям людей.

Соглашусь со вторым выше изложенным мнением. Политический бренд — это не только внешняя составляющая  политика/политической партии/другого политического продукта,  хотя безусловно важная.  Политический бренд — это комплекс образов, отношений, поведенческих и мысленных конструкций, эмоций, который формируются у человека по отношению к политическому продукту.

Понятие политический  бренд  шире и сложнее понятия политический образ, поскольку включает также  комплекс отношений, установок и мысленных конструкций , который сложился у избирателя в результате действий и заявлений политика.

Отталкиваясь от такого определения понятия политичекий бренд, попытаюсь ответить на заявленный в загаловке вопрос, что есть политический брендинг (процесс создания политического бренда) — добро или зло.

Политический бренд вкратце — это  представление и отношение к какому-либо политическому продукту.  Такое представление, как правило, не формируется активно избирателем, то есть путем поиска и сбора информации о продукте, анализа этой информации и сравнения с другими продуктами. Такое представление формируется пассивно путем манипулирования, пропаганды, политической рекламы и других технологий. Фактически избиратель усваивает уже готовые сообщения, которые при правильной стратегии формируют нужное представление и отношение. Так рождаются сильные и горячо любимые в народе политические бренды. Примером такого успешного брендинга можно назвать  Барака Обаму, В.В.Путина, Тони Блэра.

Эти политические бренды не только объединили и вдохнули новую жизнь в свои партии, но и стали единяющей государственной идеей.

То есть фактически роль избирателя в построении политического бренда сведена к послушному  усвоению готовых сообщений? Нет, совсем не так.  Только те продукты становятся сильными брендами, который нашли правильную стратегию, а именно отразили неудовлетворенные ожидания и требования народа тем путем, который народ может и захочет принять.

В данном заявлении особенно хочется подчеркнуть важность двух пунктов:  удовлетворение ожиданий избирателя как главной составлящей повестки дня и способ построения бренда, который выберет политик. Более подробно эти замечания я постараюсь раскрыть в следующем посте.

А пока вернемся к оценке политического брендинга. Итак, технологии построения полит бренда не назовешь честными и демократическими, поскольку участие  избиратель в этом принимает минимальное. Зато содержание программы — как раз проблемы   и нужды избирателей, которые не находили отклика у других политиков.  Зачастую у избирателей уже имеется модель нужного политического бренда, которую только нужно «нащупать» политикам и реализовать. Участие избирателей в построении бренда может быть сведено к нулю, поскольку политический бренд строится на основе сформированной модели взглядов, программы и внешних атрибутов политика и партии.

Однозначно ответить на вопрос, вынесенный в загаловке, представляется проблематичным, поскольку содержание политического бренда  соответствует ожиданиям избирателя, однако технологии, с помощью которых  строится бренд, носят явно негативную окраску.

В настоящее время, когда доступ и обмен информацией стали возможными во всех уголках мира, избиратели получили возможность влиять и корректировать имидж политика с помощью так называемых новых медиа (блогов, социальных сетей и др). Любое действие и выступление политика могут уже через несколько минут повлечь тысячи комментариев в виде ответов, видео-роликов, карикатур, ссылок, которые могут увидеть миллионы пользователей.  В такой ситуации политические лидеры вынуждены корректировать свои технологии, поскольку пассивные избиратели — это явление прошлого века.  Об этом более подробно в следующем посте.

3 responses to “Политический брендинг — добро или зло?

  1. Полностью согласна по поводу того, что полит брендинг- явленее скорее положительное. Для людей заинтересованных в политике всегда ясно, что определенный бренд- работа полит технологов, а готовый продукт отражает, так сказать, пожелания избирателей. Методы- это уже другой разговор…

  2. не думаю, что «политический бренд» шире «политического образа». путем трансформации образа, например, можно сделать уже другой бренд, но образ как таковой останется.

Оставьте комментарий